Ну, наболело, капитан – размышление о качестве монтажа

Я работаю на монтаже СКС около десяти лет. Люди, начинавшие вместе со мной монтажниками, поднялись до уровня прорабов, проектировщиков и даже директоров. Хочу пояснить читателям, почему я не стремлюсь занять позицию выше. Есть закон Паркинсона: каждый служащий достигает уровня своей не компетенции.

     Следствие из этого закона – начальство делится на три категории:

  • помогающие работать (таких, я считаю, не бывает)
  • не мешающие работать (таких меньшинство)
  • и, скажем мягко, — все остальные.

     В общем-то, это перефразировка Л. Соловьева («Ходжа Насреддин»): начальство земное делится на три категории – по степени приносимого им вреда.

     Я свой уровень знаю. И предпочитаю быть хорошим монтажником, а не средним бригадиром. Не говоря уже об уровнях выше.

     Теперь о причинах возникновения этой статьи. Как говорил О. Табаков в к/ф. «Ширли-мырли»: «Ну, наболело, капитан!»

     Спрос на локальные вычислительные сети (ЛВС), а и вместе с ними СКС, с каждым годом возрастает. Но, как не странно, примерно, такими же темпами падает качество выполняемых монтажных работ. Возможно, это происходит потому, что заказчик не знает, что он должен получить на выходе. Ведь СКС стало именем нарицательным и прописывается в техническое задание заказчиком без понимания, что это такое. А исполнитель не может или просто не хочет обеспечить должное качество.

     Рассмотрим проблему качества со стороны исполнителя работ.

Четыре варианта отношения к выполняемой работе

Я сталкивался с четырьмя вариантами отношения и подхода к выполняемой работе:

  1. Нам же за это платят.
  2. И так сойдет, работать итак будет.
  3. Если они думают, что нам платят – пусть дальше думают, что мы работаем.
  4. Работу надо делать так, чтобы тебе нравилось, как ты ее сделал.

     Рассмотрим первые три варианта.

     1. Нам же за это платят

     С моей точки зрения, это ошибка работодателя. Допускаю, что с точки зрения большой политики, иногда возникает необходимость не сделать объект, а сдать его, естественно, побыстрее и, естественно, что в ущерб качеству. Беда в том, что переделывать, причем потом, все равно приходится. А бригада, настроенная по данному принципу, вряд ли сможет выполнить работу хотя бы удовлетворительно. Более того, такой подход очень сильно «расхолаживает» монтажников. И в самом деле: «Мы сделали работу тяп-ляп и получили зарплату. А потом еще и переделываем. А зачем нам изначально напрягаться – зарплата-то ведь капает?».

     К аналогичному результату, кстати, приводит «обозначение видимости работы».

     2. Sapienti sat — и так сойдет, работать будет

     Это, пожалуй, одна из немногих ситуаций, когда фирме нужен прораб. Если есть толковый бригадир, эта проблема вообще не возникнет: «Сделал плохо – переделай». В принципе, это, опять же, проблема работодателя. Я бы задумался: «А зачем мне такие работники».

     3. Если они думают, что нам платят – пусть дальше думают, что мы работаем

     Любой труд, безусловно, должен быть оплачен. Мой бывший бригадир считает, что зарплата монтажника должна начинаться от 20 000 рублей. В принципе, он прав, но за эти деньги от человека можно и, главное, нужно требовать быстрого и качественного выполнения работ. Переработки (об этом будет ниже), естественно, должны оплачиваться отдельно (за глупость надо платить).

Небольшое лирическое отступление:

Прочитал в интернете объявление о поиске работника примерно такого содержания:

  • Образование: высшее / неоконченное высшее / среднее спец. в сфере телекоммуникаций‚ ИТ‚ электроэнергетики
  • Мин опыт работы от 0.5 года
  • Профессиональные качества:
  • монтаж и настройка телекоммуникационного и компьютерного оборудования‚
  • монтаж электроустановок
  • монтаж ОПС, СКД и видеонаблюдения
  • работа на ПК — уверенный пользователь MS Office‚ навыки работы с MS Project‚ Autodesk AutoCAD, MS Visio
  • желателен опыт работы системным администратором.

Обязанности:

  • Проведение строительно-монтажных‚ пуско-наладочных‚ контрольно-измерительных работ при строительстве узлов и линий связи телекоммуникационной и электросети
  • Участие в проведении аварийно-восстановительных и планово-предупредительных работ
  • Подготовка проектной документации по смонтированным и запущенным узлам сети‚ телекоммуникационному оборудованию, линиям связи и электросети.

Условия:

  • З.П. до 15 000 рублей‚ пятидневка‚ соц. пакет‚ оформление согласно ТК РФ

     Обратите внимание – зарплата ДО! Можно смеяться или плакать?

     Работодатель хочет получить, в одном лице:

  • монтажника СКС
  • монтажника ОПС (охранно-пожарная сигнализация)
  • монтажника СКД (система контроля доступа) и видеонаблюдения
  • электромонтажника
  • проектировщиков по вышеперечисленным специализациям
  • системного администратора.

     Каждый, из перечисленных специалистов, занимаясь только своим делом, смело может рассчитывать на зарплату 600 — 800 долларов США, а то и выше, в зависимости от опыта и квалификации.

     Я допускаю, хотя и не верю, что есть люди способные, на высоком профессиональном уровне, выполнить все перечисленные работы. Но человеку такого уровня надо будет платить не 15000 и даже не 30000 рублей, как мне кажется.

     Кстати, электромонтажник — понятие довольно расплывчатое. Например:

  • монтаж внутренних электрических сетей (от розетки до щита)
  • монтаж и сборка ГРЩ и этажных щитов, организация вводов в здание
  • монтаж воздушных линий
  • монтаж трансформаторных подстанций

     Любая из вышеперечисленных работ требует совершенно разных знаний и навыков, не говоря об уровне допуска по электробезопасности.

     Да и СКС, ОПС, СКД и видеонаблюдение требуют разных знаний и регламентируются разными нормативными документами.

     Я часто слышу довод со стороны некоторых исполнителей: «СКС не гостируется, а требования международных и, тем более, американских стандартов не обязательны на территории России!». Сертификат «буржуйских» фирм, обеспечивающий 15 — 25 летнюю гарантию, в наших условиях, тоже особого смысла не имеет. Но, по-моему мнению, это не повод гнать откровенную халтуру.

Есть смысл организовать несколько комплексных бригад

С моей точки зрения, если уж вы хотите заниматься всем сразу, есть смысл организовать несколько бригад (по 2 — 4 человека), но состоящих из профессионалов. Причем в каждой, отдельно взятой, области.

     Например:

  • электрика (от розетки до щита)
  • «тяжелая» электрика (вводы, щиты, перемычки между щитами)
  • СКС («чистая» локально-вычислительная сеть, медные кабели категории 5е и категории 6, оптоволоконные линии связи)
  • ОПС (охранно-пожарная сигнализация)
  • СКД (система контроля доступом)
  • Видеонаблюдение
  • Настройке активного оборудования ЛВС и телефонных станций.

     Ехидное замечание из зала: «Автор ошибается – на СКС, ЛВС и ВОЛС введены ГОСТы. Да, конечно есть, но наши ГОСТы часто пишут «специалисты» в «узком кругу ограниченных людей» и не привлекают для написания стандартов практиков. А почему бы не использовать подход при разработке стандартов, когда осуществляется открытое обсуждение и вырабатывается оптимальное решение? Конечно, соответствие законам и подзаконным актам должны проверять уже специалисты. Вопрос то о защите жизни и собственности.»

     Такая комплексная бригада действительно способна быстро и качественно выполнять большинство вышеперечисленных работ (объединяясь для монтажа кабельных трасс и выполнения протяжек и разделяясь для коммутации и установки оборудования).

     Беда в том, что работодатель, хватаясь за любую работу, считает, что «его ребята во всем разберутся, был бы заказ». Разобраться, конечно, можно, но за все надо платить или расплачиваться. Причем, не только деньгами, но и временем, и качеством. Стандартный аргумент и возражение у хозяев бизнеса: «у нас фирма небольшая и я не могу содержать столько бригад и платить всем зарплату».

     В результате, что имеет заказчик:

  • СКС «сыплется» года через 2-3;
  • ОПС регулярно выдает отказы или ложные срабатывания, если вообще не «умирает»;
  • Видеокамеры обмерзают и запотевают;
  • СКД не работает, потому что ломается или потому что просто не работает;
  • Автоматы регулярно обесточивают офис (в самом деле – зачем считать нагрузки, да и кто это умеет?)
  • Да еще и на все вышеперечисленное отсутствует проектная документация.

     Знакомая картина? Но объект-то уже сдан заказчику!

     Получается, как в анекдоте: «Теория – когда вы знаете все, но ничего не работает. Практика – когда все работает, но никто не знает почему. А мы совмещаем теорию с практикой – ничего не работает, и никто не знает почему». Отличный результат!

     4. Работу надо делать так, чтобы тебе нравилось, как ты ее сделал

Есть хорошая поговорка: «не говорите мне, что делать, и я не скажу, куда вам идти». Если у специалиста есть что, чем и из чего сделать, не говорите ему, как и за какое время выполнить работу – не подгоняйте его. Быстрее и лучше все равно не получится. Кстати, очень много зависит от психофизического состояния человека. У каждого бывают дни, когда, по биологическим (например — болезнь) или психологическим (например – проблемы в семье), все «валится из рук». Были случаи, когда грамотный бригадир, оценив состояние подчиненного, просто отправлял монтажника домой, оценив его состояние.

     Допустим, есть бригада, готовая работать хорошо и выполнять работу качественно. К сожалению, одного желания монтажников мало. Вот несколько причин, из-за которых люди, могущие и умеющие работать, вынуждены гнать халтуру:

  • отсутствие нормального инструмента
  • «сырой» проект или отсутствие рабочей документации
  • нереальные сроки монтажа
  • отсутствие необходимых материалов или несвоевременная поставка материалов на объект
  • несогласованность проекта и работы с другими подрядчиками на объекте
  • заказчик требует выполнить работу побыстрее и подешевле

     Остановимся на этих вопросах подробнее.

Отсутствие нормального инструмента у монтажников

Очень часто работодатель подходит к вопросу закупки инструмента для монтажников и инженеров из следующего соображения — чем дешевле, тем лучше. В результате скупой хозяин платит дважды, а то и трижды. Например, возьмем бокорезы под маркой «FIT» — они стоят копейки, но и живут два дня. Я уже семь лет пользуюсь бокорезами фирмы «Bost» и они до сих пор перекусывают хоть саморез, хоть нитку. Правда, инструмент этой фирмы найти трудновато.

     Вообще, в подборе нормального рабочего инструмента, как и в жизни, нет мелочей. К примеру, возьмем держатель (удлинитель) для бит. Около 90% таких инструментов, продающихся в России, имеют очень слабый магнит. В результате, вместо того, чтобы, просто опустить биту в карман с саморезами и без проблем достать их, приходится выполнять эту операцию двумя руками. Минусы очевидны:

  • обе руки заняты
  • потеря времени (кажется, ерунда — 5-10 секунд, а когда саморезов 1000?)

     Безусловно, на чем-то можно и сэкономить. Например, рулетки, молотки и т. п. разных фирм, отличаясь по цене, обычно мало отличаются по качеству. Хотя и тут встречаются чудеса.

     Но что касается специального инструмента (кроссировщики, стрипперы) то, как говорил Киса Воробьянинов:«Торг здесь не уместен». Были прецеденты, когда, из-за отсутствия необходимого инструмента на объекте, клипсы в панель 110 типа (DW 200) забивались пассатижами и молотком, а вилки RJ-45 обжимались отверткой. Заказчики были «счастливы».

«Сырой» проект или отсутствие рабочей документации

В очень многих фирмах проектного отдела не существует как такового, поэтому приходится заказывать проект на стороне. Естественное желание руководства сэкономить приводит к следующим проблемам:

  • проект на стороне делается по принципу «на, и отвяжись», (я тут нарисовал, а как вы это делать будете — ваши проблемы
  • отсутствует внесение изменений в документации (не согласовываются и не вносятся изменения);
  • на выходе отсутствует рабочая документация (ну это уже проблемы работодателя).

     Выходов из этой ситуации я знаю два:

  • Иметь нормальный проектный отдел;
  • Отдать проект бригаде «на откуп» (чтобы монтажники вносили все изменения, принимали решения по трассам и т.п.) Разумеется, эту работу они не должны делать бесплатно. Правда, в этом случае значительно возрастает нагрузка на бригадира.

Нереальные сроки монтажа

Чудес не бывает. Эмпирическим путем выведена формула: порт – человеко-день, и это еще очень оптимистичная оценка. Если заказчик говорит: «хочу вчера», работодатель говорит: «есть», а бригада, работая по 12 часов, ложится костьми (и все равно не успевает), то ни к чему хорошему такой подход не приводит. Впрочем, бывают ситуации и хуже. Например : диалог заказчика и бригадира.

     — Когда закончите?

     — На следующей неделе.

     — А мне директор ваш (менеджер, проектировщик и т. п.) сказал, что завтра...

     — Ну, что тут скажешь — только: «он сказал, вот пусть сам и заканчивает».

Отсутствие необходимых материалов или несвоевременная поставка материалов на объект

Проблема снабжения возникает практически на любом объекте. Это происходит по ряду причин:

  • с ошибками просчитаны количество и комплектация материалов. Например: привозят трубы, гофру, клипсы, но нет соединителей. В принципе, можно обойтись и без них (разрезав трубу по оси и нарезав ее кусками по 7 — 10 см. Но страдает внешний вид, и опять же, потеря времени.)
  • служба снабжения слабо представляет себе, что от нее требуется. Или менеджер проекта старается заработать себе дополнительные деньги. В результате закупается не то, что нужно, а то, что дешевле.
  • неквалифицированный монтаж приводит к повышенному расходу материалов (за счет неизбежных переделок). К этому же результату приводит отсутствие необходимого инструмента (попробуйте разбить кросс «Krone» 110-м ножом и посмотрите, сколько модулей уцелеет).

     Выводы:

     Необходима тщательно просчитанная спецификация. Например, горизонтальный кабель должен быть рассчитан с запасом не менее 10%.

     Желательно, чтобы в службе снабжения работали люди с опытом монтажа.

     При отсутствии опыта у снабженцев, менеджера проекта, монтажников необходимо организовывать обучение.

     Опять небольшое лирическое отступление:

     Мне довелось посещать курсы по одной из рассматриваемых специальностей. Сначала на должность монтажника, а затем – проектировщика. На память приходит крещение Руси в изложении В. Свержина: жителей Киева загнали, для этой операции, в Днепр. Далее – цитата: «Ну, посуди сам, если, скажем, жителей Лондона загнать в Темзу, продержать их там полчаса, а затем сообщить, что они теперь все поклонники культа Вуду, они тебе сильно поверят?»

     Примерно так происходило и на курсах, где я обучался. Неделя трепа на около производственные темы, а потом «ну, ребята, теперь вы монтажники (проектировщики), вот вам красивые корочки – и вперед!»

     С почти аналогичным подходом я столкнулся на курсах по промышленному альпинизму, когда нашу бригаду просто отправили по домам («корочки потом заберете»). Разница в «почти». У каждого из нас, к тому времени, был опыт высотных работ 3 – 5 лет и туристский – альпинистский опыт 10 – 15 лет. Кстати, один из тех, кто тогда «учился», сейчас преподает технику промальпа. И не за неделю, а за два месяца. С высотой не шутят, да и трупы на совести никому не нужны.

     Но начинал я с другого: за неделю никого ничему научить невозможно. Если, конечно, человеку не нужны просто «корочки». А научить человека, если он, конечно, хочет можно (и нужно, несмотря на неизбежные потери времени) в процессе работы.

Несогласованность проекта и работы с другими подрядчиками и заказчиком

В принципе, это уже не проблема монтажной бригады. Если, конечно, не считать неизбежных переделок, за то же время, а то и за те же деньги. Опять же, возникают простои бригады из-за строительной неготовности.

     Очень часто возникают проблемы на пограничных вопросах. Например, кто организует электропитание и заземление телекоммуникационного шкафа .

Заказчик требует выполнить работу побыстрее и подешевле

Есть такая присказка: «фирма делает работу быстро, дешево, качественно. Выбирайте два варианта из трех». В 90% процентов случаев заказчик слабо представляет себе, что он получит на выходе в этом случае. И получает, примерно, вот такое.

     Вот тут-то и раздается вопль, как писали классики, смертельно раненой волчицы: « а почему так неаккуратно?!». А что вы хотели, за три копейки и вчера.

О переработках, сверхурочных, работах в выходные дни

В заключение, пару слов о переработках (сверхурочные, работа в выходные). В 90% случаев необходимость в них возникает из-за того, что кто-то, что-то не додумал и не предусмотрел. В результате бригада работает на износ, сроки все равно «горят», качество выполнения работ падает, и самое обидное, когда выясняется, что эта горячка никому, в общем-то, не нужна. Был случай, когда бригада за 4 дня сделала кабельные трассы, выполнила протяжки, расключила шкаф (порядка 150 портов). При этом качество, конечно, можно было назвать следующими словами «заходи не бойся, выходи не плачь». А потом 2 недели сидели и ждали, пока заказчик привезет мебель и укажет места расположения розеток. И был ли смысл работать по 12 –14 часов в выходные? Кстати здоровья это никому не прибавило.

     Вопрос к работодателю: объект, конечно, надо сдать. А какой ценой? Трупы заказывали? (Бывало и так.)

Несколько слов об организации работ

Бригада.

     Основной, так сказать, тактической единицей является монтажная пара. В некоторых организациях это понятие остается за скобками. А зря. У людей, достаточно длительное время работающих в паре, как правило, не возникает разногласий и путаницы в терминологии. Вспоминается старый анекдот: «почему у вас все детали называются одним словом, но все всех понимают?». Достаточно опытная и сработанная монтажная пара реально выполняет работу 3-ех или даже 4-ех человек.

Бригадир.

     В некоторых организациях считается, что обязанности бригадира заключаются только в руководстве бригадой. Распределение работ между парами, учет рабочего времени и выполненных объемов, мелкие согласования с заказчиком и смежниками и т. п. В случае большой бригады (более 4-х монтажных пар) и отсутствия опыта так и получается. Но бригадиры, которых я уважаю, выполняя вышеперечисленные обязанности, находили время и для работы в составе монтажных пар. А в случае бригады из 4-х человек, бригадир просто обязан работать наравне с монтажниками. Иначе получится как в старом фильме: «а скажут, что нас было четверо».

Культура производства

В заключении пара слов о, так называемой, культуре производства. Любую работу можно сделать по-разному. Поясню на примере фотографий, которые взяты с сайта Исследовательской Лаборатории Информационных Технологий – РОСИНТЕРНЕТФОНД.

               

     Самое смешное заключается в том, что несмотря на качество монтажа «сеть работать будет». Правда, недолго и хреново. Более-менее грамотный заказчик, увидев такое качество прокладок вряд ли заключит контракт на следующий объект. Ну и я считаю, что работа, кроме зарплаты, должна приносить еще и «чувство глубокого морального удовлетворения». Так что, как говорится в пословице: «делай хорошо – плохо само получится».

     А наиболее объективную оценку выполненной работы может дать только монтажник, который эту работу выполнил. Если, конечно, это монтажник, а не «обезьяна».

Уборка мусора

Еще один немало важный момент: уборка мусора. Наверное, каждому из вас, после визита ЖЭКовских сотрудников, приходилось, с матюгами, «ликвидировать последствия предыдущего подвига». О качестве выполненных работ я лучше помолчу. В свое время я целых три дня работал в одной фирме (больше душа не вынесла). На бригаду из 20-ти человек не было не только пылесоса, но даже швабры, а работы велись в музее. И бригада, оставляя за собой горы мусора и загаженные стены, героически выполняла свою работу. О качестве, опять же, умолчу. Возможно, я несколько предвзято рассуждаю, но, до описываемых событий, мне с коллегами довелось делать СКС в нескольких крупных больницах. Вот случайно услышанный мной диалог врачей на объекте:

     — Да они с ума сошли, у нас тут палаты, реанимация, а тут стройка, грязь…

     — Не волнуйся, у нас они уже были, после этих ребят чище, чем до них.

     Кстати, одним из требований руководства (не заказчика) была еженедельная стирка рабочих комбинезонов. К вопросу уборки мусора я еще неоднократно буду возвращаться, т. к., по моему опыту, это немало важный момент, определяющий отношение к бригаде (и фирме) со стороны заказчика и работающих в помещениях людей.

Организация работ

Несколько слов об организации работ. В одной из фирм, где мне довелось исполнять обязанности проектировщика, очень часто возникала примерно следующая ситуация:

     Менеджер по продажам: «Я тут объект нашел, надо посчитать смету» — и предоставляет, например, такую картинку (назвать это чертежом язык не поворачивается).

     Объяснения, что так дела не делаются: надо осмотреть объект, нарисовать кабельные трассы, просчитать спецификацию, разбиваются о вопль:

     — Ну, хоть примерно! Мне же надо «вчера».

     — Хорошо. Примерно так примерно (с запасом % 30-40 как по материалам, так и по времени).

     Новый вопль:

     — А почему так много (вариант: долго)! А может, хватит не 3 км кабеля, а 1,5? (Успеете не за четыре месяца, а за две недели?)

     — Может и хватит, может и успеем. А если нет?

     И какой смысл был в «среднеотфонарных» расчетах?

     Нормативные документы, регламентирующие стадии работа

     В конце концов, есть нормативные документы, регламентирующие стадии работ. Почему бы не придерживаться установленного порядка?

     Возьмем ГОСТ 34.601-90 и таблицу 2.1, где описаны стадии и этапы создания автоматизированной системы

     Стадии и этапы создания автоматизированной системы



Стадии Этапы работ
1. Формирование требований к АС

1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС.

1.2. Формирование требований пользователя к АС.

1.3. Оформление отчёта о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания)

2. Разработка концепции АС.

2.1. Изучение объекта.

2.2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ.

2.3. Разработка вариантов концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователя.

2.4. Оформление отчёта о выполненной работе.

3. Техническое задание.

Разработка и утверждение технического задания на создание АС.

4. Эскизный проект.

4.1. Разработка предварительных проектных решений по системе и её частям.

4.2. Разработка документации на АС и её части.

5. Технический проект.

5.1. Разработка проектных решений по системе и её частям.

5.2. Разработка документации на АС и её части.

5.3. Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку.

5.4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации.

6. Рабочая документация.

6.1. Разработка рабочей документации на систему и её части.

6.2. Разработка или адаптация программ.

7. Ввод в действие.

7.1. Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие.

7.2. Подготовка персонала.

7.3. Комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями).

7.4. Строительно-монтажные работы.

7.5. Пусконаладочные работы.

7.6. Проведение предварительных испытаний.

7.7. Проведение опытной эксплуатации.

7.8. Проведение приёмочных испытаний.

8. Сопровождение АС

8.1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами.

8.2. Послегарантийное обслуживание.

     Естественно, это общие требования, но, по-моему, есть смысл все-таки придерживаться установленного порядка. К примеру: сначала разработка проекта и, хотя бы частичная закупка материала, а потом начало работ бригадой. К сожалению, бывает и наоборот.

     И не надо «строить дом с крыши». Сначала нужно проложить трассы, а потом начинать протяжки. Исходя из личного опыта, наоборот получается, мягко говоря, плохо.

     А победные рапорты, что бригада начала протяжки, выливаются в увеличение трудоемкости работ, а, следовательно — к потерям качества и времени.

     Пример:

     Условия задачи: средняя длина магистрали 20 м, запас на прокладки по серверной и коммутацию шкафа 15 м, количество лучей 50.

     Вариант 1 (магистральные трассы проложены).

     — протяжки в один этап, кабели бухтуются или укладываются в серверной 15*1,1*50=825 м, длина запаса (10 %) 15*0,1*50=75 м.

     Вариант 2 (протяжки по частям).

     — протяжки по помещениям, отмер длины кабеля, бухтовка возле прохода (20+15)*1,1*50=1925 м, разбухтовка, протяжки магистралей, бухтовка в серверном помещении (825 + 100 м), длина запаса (20+15)*0,1*50=175 м.

     Сбухтовать и разбухтовать почти два километра кабеля займет отнюдь не две минуты, да и 100м (а реально больше) кабеля категории 5е (или 6) тоже стоят не две копейки. Не говоря уже о возможности повреждения сбухтованного кабеля другими подрядчиками.

     Вывод: стоит потратить время и деньги на расчет реального (а не желаемого) количества материалов и сроков выполнения работ.

Точку не ставлю…

Возможно, кому-то покажется лишним излагать очевидное. Но, как говорит один мой друг и коллега: «Я так вижу».

     Любые замечания или идеи к данной статье приму с благодарностью. Очень интересно мнение всех участников процесса – монтажников, бригадиров, менеджеров и директоров. В конце концов, у нас у всех одна задача: делать свою работу лучше. Или не у всех?


Поделиться информацией

Вы можете послать эту статью или новость коллеге или знакомому по email со своим комментарием, пригласить обсудить ее. Просто нажмите на иконку конверта --->  


Сообщения, вопросы и ответы

Вы можете задать вопрос, написать комментарий, обсудить данную новость или статью.

Ваше сообщение (вопрос, ответ, комментарий)

  1. Владимир 04.05.2010 в 13:26

    (подписан на сообщения)

    Отличный анализ,Владимир, просто как буд-то сам изложил свои мысли,которые копились за двенадцать лет на монтаже.Не добавить,не отнять.

    Прочитали бы эту статью наши работодатели,может быть, у них и изменилось бы отношение к работе и задачам монтажного подразделения фирмы в лучшую сторону,которое всегда ориентировано прежде всего на качество работ.

    Спасибо за статью.

  2. Chukapabr 06.05.2010 в 22:47

    (подписан на сообщения)

    А вот вам вид с другой стороны: когда то давно я трудился электромонтёром. В настоящий момент технический руководитель в монтажной организации. И всё что здесь изложено, на все 100%, присутствует у нас в организации. Я всё это вижу и отлично понимаю, но ничего поделать не могу.

    Почему?

    Потому что руководство фирмы, к тому же ещё и значительно более молодое чем сам я и ранее трудившееся в перпендикулярных к скс областях, просто не особо то прислушивается к мнению более опытных сотрудников, а зачастую просто игнорит это мнение.

    От всего этого порой хочется выть и стонать.

    • Владимир 17.05.2010 в 13:41

      (подписан на сообщения)

      Собственно говоря, эта статья — «попытка пробить стену головой» в надежде,

      что если не руководитель, то заказчик потребует КАЧЕСТВЕННОГО выполнения работ. А то гнать халтуру [цензура].

  3. Виктор Георгиевич 10.05.2010 в 12:35

    «Этот стон на Руси песнью зовётся»©

    Поскольку побывал почти во всех ипостасях (от монтажника до начаЛника) могу сказать, что большинство проблем связано с жадностью. Да, да- с обыкновенной жадностью. При принятии заказа меньше всего думают о низах пирамиды (не по Маслоу). Поэтому, ресурсы отпускаемые монтажному звену урезаны по минимуму. При сохранившейся почти советской иерархии: Генеральный-Коммерческий-Технический директора, Коммерческий, ПТО начальники отделов; менеджер продажный и проектный- прорабу и тем более бригадиру донести мнение до «верхов» о соотношении цена-срок-качество ой как нелегко. Тем более, если в руководстве проектами сидит «юнош-блондинка» (строить не умею, продавать не умею, зато работаю в Примавера!), который «ложится» под верхний менеджмент, озабоченый «распилами» и «откатами». Так что на вопрос автора «В конце концов, у нас у всех одна задача: делать свою работу лучше. Или не у всех?» Отвечу- из каждого окопа задача видится по разному, чем дальше от «передовой». тем она проще. Спасибо за хорошую статью.

  4. Дмитрий Валов 14.05.2010 в 00:15

    (подписан на сообщения)

    Как я Вами согласен, черт побери!!!!

    Заказчик вообще не имеет представления о СКС, в связи с чем он представить себе не может сколько стоит данный вид работы.

    Я работаю в небольшой фирме строго заточенной под СКС и настройку ЛВС, все сотрудники включая директора работают руками и головой.

    Подведя итоги пятилетнего опыта, могу 100% заявить следующее:

    1.Заказчик любит что-бы все слаботочные работы выполняла одна фирма.

    2.Фирм имеющих квалифицированных спецов во всех областях не существует!

    3.Что касается смет по СКС тут вообще пробел, 80% работ не осметить!!!

    4.В связи с отсутствием понимания о СКС у заказчика — шабашники главенствуют (типа тянем пожарку закинем и UTP) 5.О качестве сетей и говорить не приходиться (фото представленные в статье -это норма).

    6. В итоге для людей занимающихся только монтажем СКС, сомое лучшее это субподряд за в лучшем случае половину денег от сметы.

    P.S. И это реалии российского рынка СКС.

    • Дмитрий Валов 14.05.2010 в 00:21

      (подписан на сообщения)

      И еще один интересный факт про паспортизацию СКС (которую на 90% никто не делает, а если и делает, то после 50 измерений на сетке в 1000 и более портов просто тупо копирует в каком-нибудь текстовым редактором), а для заказчика главное наличие документа-толстой папки.

      P.S. Сам видел как шабаш-монтаж (между прочим выигравший у меня тендер) половину сетки наращивал скотч-локами, усиленно прятал их в жгут из utp и ничего вот вам паспорт-молодцы!!!!!!!!!!!!!!!!!

      • Владимир Нижниковский 14.05.2010 в 11:28

        (подписан на сообщения)

        Дмитрий, не предоставлять заказчику всю исполнительную документацию по

        СКС — это конечно нонсенс, по крайней мере в нашей фирме от заказчика и оплату не получишь за выполненную работу в полном объеме, если ему не предоставишь всю документацию.

        В этом году у нас было много аудита уже сделаной СКС шабаш-монтажом,такого насмотрелись,просто жуть и жаль заказчика,который не понимая в СКС, платит за все дважды.

        • Oleg 14.05.2010 в 12:04

          (подписан на сообщения)

          Исполнительную, говорите, не предоставлять? А вообще построить сеть по объекту из нескольких зданий на основании одного только протокола техсовещания — это каково, а??? ;)

          А потом зовут нас...

        • Дмитрий Валов 14.05.2010 в 12:48

          (подписан на сообщения)

          Добрый Владимир!

          Исполнительная документация предоставляется заказчику конечно полность, вот только соответствие исполнительной документации факту не всегда сходиться, чаще берут проект, копруют его, ставят штамп исполнительная документация + левый паспорт, КС за коньяк подпишут, вот и все! Деньги получены! И так в принципе 80% отсюда и цену за монтаж сети выставляют бросовую потому как работы не выполняют(а монтажники таких контор о существовании Fluke или аналогов ничего даже и не слышали). И вот только в 20% (в лучшем случае) есть у заказчика инженер который что-то в СКС понимает, приемка осуществляется в соответствии с требованиями, вот тогда балом правим мы и денег адекватных можно запросить.

          • Oleg 14.05.2010 в 23:40

            (подписан на сообщения)

            Совершенно верно! Одно успокаивает: не будь шабашников — мы бы зарабатывали чуть меньше ;)

            Если серьёзно: во вторник опять выезжаю на объект, на котором уже есть нереализованный проект нескольколетней давности — будем делать по-хорошему, чтобы оно наконец-то заработало...

  5. Владимир 14.05.2010 в 11:08

    (подписан на сообщения)

    Коллега, во-первых многие фирмы производители для выдачи сертификата

    требуют помимо распечаток и оригинальные файлы. Во-вторых, заказчик в

    любой момент может потребовать выборочного тестирования. И в-третьих,

    не ошибается тот, кто ничего не делает. С моей точки зрения, ситема готова

    к сдаче ТОЛЬКО после прохождения ВСЕХ тестов. В противном случае это

    неуважение к закзчику, руководству, да и к себе, любимому.

  6. Алексей 17.05.2010 в 12:59

    (подписан на сообщения)

    Владимир, а не подскажите на каком основании идет ссылка на АС (ГОСТ 34.601-90), когда по тексту «стройка» — ГОСТ 21.ххх ?

    Дмитрий Валов, подскажите пожалуйста, что должен включать «паспорт»? Несколько раз уже сталкивался с требованием его предъявить (госструктуры), а что он должен представлять в итоге так и не понял.

    Владимир Нижниковский, зачем жалеть заказчика, который решил «сэкономить»? Раз не разбираются, пригласили бы знающего человека на «ведение проекта». Глядишь и все бы работало и переделывать не пришлось.

    • Владимир 17.05.2010 в 13:54

      (подписан на сообщения)

      Алексей, я не являюсь профессиональным проектировщиком. Но, если не ошибаюсь, ГОСТ 21.ххх относистся к ЕСКД. А СКС все-таки ближе к АС.

      С точки зрения тупой обезьяны, которой я себя считаю, порядок действий изложенный выше вполне логичен. А то сначала пишут смету, а потом рисуют (хорошо если рисуют) проект. А вы, ребята, «как нибудь так».

      • Алексей 17.05.2010 в 14:23

        (подписан на сообщения)

        ГОСТ 21.ххх — это СПДС (ЕСКД — это ГОСТ 2.ххх). Интересно, что в случае с СКС выступает объектом автоматизации? Мое мнение, СКС без оконечных устройств (которые по определению не включает) чистая стройка — «системы связи».

        Нормальный порядок: проектная документация (ранее было отождествлено с технико-коммерческим обоснованием, необходимо для экспертизы), рабочая документация, к которой прилагаются спецификации и сметы, по которым осуществляется закупка материалов и сам монтаж.

        С подходом «смета»-"документация"-"монтаж" сталкивался. Что-то изменится, если «смету» назвать «бюджетом», а саму смету разработать уже по документации? На мой взгляд, данный подход имеет право на жизнь, так как заказчики зачастую не представляют сколько им будет построить СКС (хотя бы приблизительно) и их слабо интересуют попозиционные цены, главное -"итого".

        Кстати, сетования на «некомплектность материалов» зачастую есть порождение самой системы проектирования (особенно той, когда проектная и монтажная организация это 2 разные компании). Если см. ГОСТ 21.110 п. 4.4, формально проектировщик прав.

  7. Владимир 17.05.2010 в 15:44

    (подписан на сообщения)

    Виноват, с нумерацией ошибся. Но подход бюджет — документация -монтаж считаю все-таки непремлемым. Были преценденты, когда «плюнув в потолок» называлась сумма, заказчик подписывал, а потом по смете получалось двух — трех кратное превышение бюджета (и попытайтесь объяснить заказчику, почему он должен заплатить больше). Впрочем, про «среднеотфонарные» расчеты я уже писал.

    • Алексей 17.05.2010 в 15:54

      (подписан на сообщения)

      Честно говоря не представляю себе объект, где можно пролететь с бюджетом в 2-3 раза. Цена за порт на бренд-СКС примерно одинаковая и варьируется несильно (20-30%) с учетом особенностей объекта. Такой скачок может быть только на небольших объектах класса SOHO.

  8. Владимир 17.05.2010 в 16:10

    (подписан на сообщения)

    Я видимо не совсем корректно сформулировал свою мысль. Дело в том, что под понятием СКС я подразумеваю не только «чистую» сетку, но и электроснабжение рабочих мест, т. е . электромомонтаж. В упомянутых выше случаях превышение сметы происходило, в основном, из-за ошибок в расчете электрического кабеля.

    А что касается ГОСТ 21.110 п. 4.4 «В спецификацию не включают отдельные виды изделий и материалы...», в смете нет — не закуплено. И что дюбеля и саморезы из своего кармана закупать?

    • Алексей 17.05.2010 в 18:07

      (подписан на сообщения)

      Проектировщик не обязан считать сколько саморезов, болтов и т.п. необходимо монтажной организации (или монтажному отделу), которая должна сама высчитать сколько ей чего нужно и закупить.

      Рассказывали как-то случай, где вместо крепежа лотка проектировщиком советской закалки было написано «металлопрокат — 10 кг», помнится посмеялся, а когда начал читать ГОСТы, понял, что зря.

  9. Владимир 17.05.2010 в 18:39

    (подписан на сообщения)

    Уважаемый коллега, мы с Вами говорим на разных языках. Один из моих коллег однажды сказал: «есть люди, которые знают, как это сделать и есть люди которые знают, как это должно быть оформлено.» Попытайтесь объяснить, хотя бы, руководству зачем Вам еще 10 000 на анкера, буры и другие расходные материалы. А насчет ГОСТов... 53246-2008 (без комментариев)

    • Алексей 17.05.2010 в 19:10

      (подписан на сообщения)

      Вроде на одном — на русском :)

      Я вам просто обрисовал существующую «проблему заказа», как есть. В данном случае, ГОСТ (плохой или хороший, не буду судить) проводит зону ответственности и уж так получилось, что мелочевка на стороне монтажников (хе-хе, монтажники vs проектировщики).

      Лично мое мнение — проектировщик выдает спецификацию, а монтажное направление (или организация) должна ее ОБЯЗАТЕЛЬНО переработать с учетом специфики организации, тогда и не нужно будет объяснять руководству про допрасходы. Конечно по возможности проектировщик может рассчитать мелочь, но все зависит от сроков, навыков и желания избавиться от некоторых вопросов монтажников, да к тому же не всегда «угадает».

      Опять же, на больших и очень больших объектах проектировщик должен лишь задать «направление движения» монтажникам, а не зарисовать все и вся, включая как шурупы в короб закручивать.

      К тому же стройка, это не поставка коробок с серваками, всегда будут допники.

      Насчет ГОСТов на СКС — отдельная песня, здесь эту тему думаю обсуждать не стоит.

  10. Руслан 22.07.2010 в 11:14

    (подписан на сообщения)

    Ситуации описанные в статье как никогда жизненные, сталкиваться приходится каждый день, такова Российская реальность, у нас сам народ в большинстве случаев слово КУЛЬТУРА производства вообще не знает, да и сам работодатель часто и заказчик экономят от самого железа, так и на квалифицированном персонале «ПЛАТИТЬ НАДО». Не могу забыть фразу одного работодателя перед подчиненными « Да мне проще варягов нанять чем платить такие деньги вам» Считая что им он много платить отсюда качество работ магистраль переваривали 3 раза когда было проще обучить свой персонал купить «сварочник» и варить оптику самому + экономия на приезжих работниках оплата проживания. Но как говорится что русскому пох... то японцу вообще за гранью понимая КАК ТАКОЕ МОЖЕТ РАБОТАТЬ+)

  11. Василий 11.08.2010 в 15:16

    Обалденный анализ. Подписываюсь под каждым пунктом.

  12. Светлана 11.11.2010 в 23:05

    (подписан на сообщения)

    Статья очень жизненная.

    Работала монтажником в крупной компании, предоставляющей интернет, телефон, кабельное и прочее в дом. Параллельно занималась различными объектами СКС. Ещё тогда поняла что проект и реальность вообще мало похожи.

    Сейчас уволилась, есть своя бригада, работаем, в основном, по СКСам. Так даже в крупных компаниях и объектах федерального значения почему-то проектировщики вообще слабо представляют что от них требуют.

    Всё что в статье действительно хочется дать почитать всем остальным работникам на объекте и самое главное руководству, которое нанимает нас. Ну это же так и выходит часто: «посмотри по карте от этого дома до этого а потом через этот до этого кинуть кабель, сколько это стоить будет и что надо купить». Это ладно если есть возможность приехать и посмотреть (а то ведь часто всё на закрытых территориях, а посмотреть объект просто так не пускают, а заказчику лень договариваться на допуске на территорию в удобное время)...

    Кроме того вот эти пункты:

    « * отсутствие нормального инструмента

    * «сырой» проект или отсутствие рабочей документации

    * нереальные сроки монтажа

    * отсутствие необходимых материалов или несвоевременная поставка материалов на объект

    * несогласованность проекта и работы с другими подрядчиками на объекте

    * заказчик требует выполнить работу побыстрее и подешевле»

    почему-то присутствуют на каждом втором объекте. Может у нас город такой, или только нам так везёт...

    • Светлана 11.11.2010 в 23:07

      (подписан на сообщения)

      Случайно оставила в списке "отсутствие нормального инструмента ".

      Инструмент за столько лет работы давно уже куплен свой, качественный. И только в крайнем случае приходится брать что-то специфическое.

  13. Igor 07.12.2010 в 20:22

    была бы возможность вставил бы фотки по красивей и по сочней!

    А проблема одна у людей, они не умеют планировать свое время, свои проект !

    и не уважают время других людей !

    • Дмитрий Мацкевич 10.12.2010 в 02:56

      Игорь,

      Присылай «сочные» фотки — добавим :-)

      C Ув. Дмитрий

  14. Алексей 15.12.2010 в 17:17

    Хуже нет, когда монтажник начинает разлогольствовать, а попросту ныть, типа инструмент плохой, проект сырой, сроки маленькие и т.д. и т.п. За 20 лет работы в облости кабельного хозяйства и т.п. повидал я множество таких говорунов.Качественной и быстрой работы от них не жди, верный способ сразу уволить нытика, да и видно их сразу, мыкаются из одной фирмы в другую.

    С уважением ко всем прораб Алексей.

    • Владимир 15.12.2010 в 21:12

      (подписан на сообщения)

      Качественная и быстрая работа без проекта и инструмента ХА-ХА. «Нам некем, нам нечем, нам не из чего» и вообще мы не знаем, что нам делать (да и не умеем). Увольняйте и нанимайте «обезьян», которым наплевать, чтто они делают.

      • Владимир 15.12.2010 в 21:22

        (подписан на сообщения)

        Извиняюсь за «чтто».

    • Светлана 16.12.2010 в 21:31

      (подписан на сообщения)

      Да ну? А когда проект не совпадает с реальностью? Когда все длины пересчитывать приходится самому, когда материалов нет, объект сдаётся завтра, а материалы будут через две недели? Это тоже монтажник-нытик?

      Благо инструмент свой почти весь, да и то когда покупают некачественную изоленту или хомутики, мы ругаемся и заставляем перепокупать. На мой взгляд в таких условиях монтажники вполне имеют право и ныть, и возмущаться, и посылать куда подальше тех, кто требует «качественно, быстро и дёшево». От таких заказчиков, конечно, никуда не деться, но и соглашаться с их постоянными идиотскими выходками я считаю лишним.

    • Валерий 22.03.2011 в 14:26

      В статье все совершенно верно обозначено и Ваш пост только подтверждает правоту автора.

  15. Владимир 15.12.2010 в 20:55

    (подписан на сообщения)

    Конечно, проще послать солдата с винтовкой на танк и сказать: « вот дурак, простые вещи делать не умеет», чем выдать РПГ.

    А Вы вообще-то РУКАМИ работали?

    P.S. а облОсть это сильно...

  16. Александр 01.01.2011 в 22:29

    (подписан на сообщения)

    Вы б видели что на Почте России творится :) Монтажники ЛВС пользуются обжимами за 150 руб., от одной и более скруток витой пары ввиду отсутствия кабеля нужной длины, протяжки из проволочной вешалки для одежды, валяющийся по полу кабель, куча понатыканных свичей в разных местах... понятия группы даже нет, зашлют одного человечка куда-нибудь пару концов кинуть, а уж как — его проблемы :) . А про технику безопасности вообще лучше молчать :) .

    Автору большое спасибо за статью, зачитался :)

    • Александр 21.01.2011 в 10:41

      Я вот что хочу затонуть то что тут писали выше да это все правельно НО ценовая политика она такова что у кого дешевле тот и делает а от сюда как с этим бороться ДА ни как поэтому и качество монтажа соответствуещее. Выставляеш заказчику реальную стоимость заказа а ОН дк ДОРОГО мне вот ребя за стоко то и стоко то сделают.

      • Владимир 21.01.2011 в 15:01

        (подписан на сообщения)

        Прежде чем строить СКС, рекомендую научиться писать по-русски.

        • Светлана 28.03.2011 в 17:37

          Владимир,

          Как может русский язык быть связан с проектированием или монтажом СКС?

          • Владимир 28.03.2011 в 18:16

            (подписан на сообщения)

            Ну, что Вам сказать...

            Если Вы считаете, что для написания проекта не нужен русский язык то пусть «скурой заказчик бгает и зотонывает».

      • Светлана 28.03.2011 в 17:41

        Светлана,

        Не согласна с Вами Александр. Да, большая часть заказчиков стремиться сделать все, как можно дешевле. Но...Такие фирмы часто попадают на доделки, переделки и т.д. Скурой платит зачастую не то, что дважды, а несколько раз.

        У нашей фирмы цены выше и есть свой круг клиентов, которые уже наелись дешевым монтажом и некачественным оборудованием. Платят выше среднего и занимаются своим делом, а не бгают потом ИТшники с вытаращенными глазами и вопросами, почему не работает...

        • Светлана 28.03.2011 в 17:43

          Добавлю...

          В тендерах, конечно, побеждает тот, кто предлагает цену дешевле... Но потом и зказчики с этим барахлом мучаются.

          • Kat 10.06.2011 в 13:48

            (подписан на сообщения)

            Ну не может быть цена ДЕШЕВЛЕ !!!! Это не товар! Цена может быть только НИЖЕ !

            А вы про русский рассуждаете...

  17. Владимир 27.03.2011 в 17:45

    (подписан на сообщения)

    Анекдот из жизни:

    На объекте необходимо было выполнить работы по сварке оптоволконных линий. Службе снабжения было отдано распоряжение привезти сварочник с другого объекта. Привезли...

    Сварочный аппарат для РУЧНОЙ ДУГОВОЙ СВАРКИ И ПАЧКУ ЭЛЕКТРОДОВ.

    • Светлана 28.03.2011 в 17:43

      Хорошо, что не купили :-)

      • djekcon 31.03.2011 в 00:19

        Снабженцы сами пусть варят)))

        • Алексей 31.03.2011 в 03:29

          (подписан на сообщения)

          Да Друг! Всё верно написал, так оно и происходит:Побыстрее-похуже,подешевле-значит не по технологии, неграмотный расчёт материала-время в минус,а в итоге: всё больше нелегалов а не нормальных думающих ребят потому, что так называемый «грамотный подрядчик с грамотным суб-подрядчиком(п прорабы любят принять на себя такую функцию ,любят сидеть ни чего не делая на объекте делить нечестно деньги)»не думают обо всём об этом, да и невыгодно вспоминать про заказчика и хорошо сделанный объект.

          P.S Мне как молодому человеку не совсем понятно не желание ,людей поимевших на такова рода отношении к строительному делу, коттеджи ,квартиры и богатые машины, улучшать качество труда и давать дорогу русским монтажникам ,строителям!

  18. Дмитрий 01.04.2011 в 19:18

    (подписан на сообщения)

    Спасибо за статью. Подпишусь под каждым словом. 15 лет назад Скс не строили сантехники, электрики и телефонисты. А последние года 4 — просто катастрофа. Выделывать такое я просто не считаю возможным, а при нормальном монтаже цена выходит неконкурентной. Вот такой крик души. А заказчику в 90% случаев абсолютно по х... Из всего коммерческого предложения читает только итоговую цифру.

  19. Алекей 23.08.2011 в 17:11

    (подписан на сообщения)

    Отправил статью шефу...... Вы думаете что нибудь изменилось? А ситуёвина ещё хуже чем в статье. У шефа только одно — получить бабосы... Нужно менять не обои а девочек.

  20. Александр 12.10.2011 в 18:52

    Неможетеничего изменить? Илине хотите? Можноплакатьв интернете сколько угодновместоработы.

  21. Александр 18.10.2011 в 16:53

    (подписан на сообщения)

    По федеральной целевой программе получаем финансирование на создание телекоммуникационной системы. ЛПУ — онкологический диспансер на 60 коек, поликлиника на 100 посещений в смену, Диагностическое отделение, Клинико-диагностическая лаборатория. Денег 2.5 млн.руб. Как составить техническое задание и ПСД?

    • Владимир 19.10.2011 в 16:18

      (подписан на сообщения)

      Добрый день, Александр. Вы ставите задачу некоректно. Сколько портов, длины линий, тип кабеля (для некоторых медицинских систем требуется FTP), способ прокладки (лоток, труба, короб) и многое другое. Действующая больница или строящаяся (если действующая, то строительный пылесос на монтажную пару не роскошь, а небходимость). Необходимо получить у закзчика информацию о том, что он хочет на выходе, обсчитать, а затем если выйдете за пределы сметы, или умерить аппетит заказчика или потребовать дополнительного финансирования. Если нужна более подробная информация по вопросам к заказчику, мой адрес cocodril69@mail.ru

    • Сергей Кулаков 19.10.2011 в 18:12

      Александр,

      Если Вы являетесь представителем заказчика, то оптимальным вариантом будет обратиться к системному интегратору, который организует комплексный проект.

      В случае, если задача более узкая, и под телекоммуникационной системой подразумевается именно СКС, то можно и обратиться и напрямую к производителю.

  22. Александр 01.02.2012 в 17:13

    (подписан на сообщения)

    Здравствуйте! Не смотря на свой юнный возраст (20 лет) умудрился работая в колледже в должности лаборанта, принять участие в монтаже ЛВС и электрической сети (назвать это СКС язык не повернётся) в нескольких аудиториях и библиотеке. Во время этого монтажа, было нарушены все правила, которые привдены в этой статье, если бы я не носил с собой свой инструмент, то мы бы действительно обжимали бы витую пару ножницами или зубами! Проекта никакого не было, просто был приказ тянуть отсюда, вот до той стены, и никого не волновало, что с потолка прямо на кабель канал капала вода, во время дождей или таянья снега и это притом, что в этом кабель канале была проложена и витая пара и силовой кабель, в который были врезаны параллельным способом розетки. Но самый писец поджидал нас в библиотеке, где вместо советской двухпроходной двери была установлена новая однопроходная дверь, а вместо второго прохода был гипсокартон, между двумя листами которого проходили силовые провода которые были напряжением отнюдь не 220В, и об этом мы узнали лишь тогда, когда просверлив дырку под кабель канал заглянули внутрь и увидели там этот провод, который мы лишь чудом не пробили. Причём по документации его там вообще не было и быть не должно!

    P.S. Постараюсь выложить фотки.

  23. Петр 17.04.2012 в 16:52

    Но человеку такого уровня надо будет платить не 15000 и даже не 30000 рублей, как мне кажется.

    Вот именно потому, что ВАМ ТАК КАЖЕТСЯ, поэтому вы и остались монтажником. А те кому так некажется пошли в бригадиры. Потому как единственный путь (в подавляющем большинстве случаев) неособо переквалифицируясь начать получать больше, это путь в РУКОВОДСТВО, бригадир, прораб, и выше, выше...............

    • Владимир 18.04.2012 в 07:53

      (подписан на сообщения)

      Не все меряется деньгами, коллега.

  24. Анатолий 28.06.2012 в 10:17

    (подписан на сообщения)

    Без комментариев.

    Как добавить свои картинки в текст?